Резолюция ИТОГ

Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Российский союз промышленников и предпринимателей

Резолюция V Международной конференции
«ПРАКТИЧЕСКОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ»
Проект
 
г. Москва                                                                                                  17 апреля 2018 г.

Конференция организована Советом по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее – Совет), при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации  и Российского союза промышленников и предпринимателей, а также при участии представителей органов государственной власти – участников Конференции, саморегулируемых организаций и профессиональных объединений в соответствии со списком участников.

Основными целями Конференции являются: формирование консолидированной позиции профессионального и предпринимательского сообществ по стратегическим вопросам развития саморегулирования; обобщение и тиражирование лучшей практики, прежде всего, по созданию условий для добросовестных участников рынка во всех сферах саморегулирования; публичное обсуждение проблемных вопросов и выработка рекомендаций, согласованных законодательных инициатив, направленных на развитие института саморегулирования (профессионалов и предпринимателей, саморегулируемых организаций и их объединений, объединений профессионалов и предпринимателей, профильных органов власти разного уровня), исполнения ими требований законодательства; экспертный диалог между профессиональным сообществом и представителями органов власти.

Участники Конференции выражают убеждение:
Саморегулирование – необходимый элемент гражданского общества. Профессиональное и предпринимательское сообщества  совместно с законодательной и исполнительной властью должны прилагать усилия для становления и развития этого института.

Важным шагом в формировании института саморегулирования стало утверждение Правительством Российской Федерации распоряжением № 2776-р от 30 декабря 2015 года Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (далее – Концепция).

Участники Конференции обращают внимание на главные цели Концепции совершенствования механизмов саморегулирования:

• развитие добросовестной конкуренции, совершенствование профессиональных стандартов и этических норм, обеспечение защиты прав потребителей услуг и повышение конкурентоспособности экономики России;

• обеспечение эффективного контроля со стороны публично практикующего профессионального сообщества за доступом в профессию, подразумевающего единство инструментов регулирования профессиональной деятельности и предпринимательства в этой же профессиональной сфере деятельности;

• обеспечение соответствия профессиональных стандартов и квалификационных требований потребностям бизнеса и потребителей и основываться на реальном опыте работы профессионалов, при вовлечении в этот процесс национальных объединений, профобъединений и саморегулируемых организаций в неразрывной связи с профессиональной и предпринимательской средой;

• совершенствование партнерских отношений между бизнесом и государством, как механизм социальной стабильности общества;

• закрепление принципа преимущества общего над частным, как инструмента, регулирующего соотношение отдельных нормативных актов со сложившейся правовой системой в Российской Федерации;

• определение единых базовых принципов в базовом законе с последующим приведением к соответствию отраслевого законодательства.

Участники Конференции вынуждены констатировать, что за прошедшие годы так и не была осуществлена гармонизация Концепции с положениями базового Федерального закона «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 (далее – 315-ФЗ), а также пулом отраслевых нормативных правовых актов. Кроме того, фактические шаги органов власти, реализуемые в отдельных сферах саморегулирования, идут в разрез с положениями, закрепленными в Концепции (например, необоснованное укрупнение СРО в сфере аудита и участников финансовых рынков).

Участники Конференции отмечают, что действующий базовый закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 нуждается в серьезной переработке в новый закон «О саморегулировании» в целях реализации трехуровневой модели саморегулирования (члены СРО, СРО, Национальные объединения СРО), представленной в Концепции  с последующей гармонизацией десятков отраслевых федеральных законов и сотен подзаконных актов.

В 2018 году предполагается завершить длящуюся несколько лет работу по модернизации федерального законодательства о саморегулировании. Для этих целей в начале января при Минэкономразвития России была создана межведомственная Рабочая группа (далее Рабочая группа), в состав которой вошли представители крупнейших  объединений предпринимателей,  государственных органов власти, чья деятельность прямо связана с необходимостью совершенствования  механизма взаимодействия с отраслевыми саморегулируемыми организациями.  Результатом деятельности Рабочей группы в 2018 году станет подготовка итоговой редакции законопроекта о внесении изменений в Федеральный Закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и инициирование его дальнейшего прохождение в Государственной Думе. 

Участники Конференции в процессе работы тематических секций и пленарного заседания рассмотрели и обсудили проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сформулировали ряд замечаний к законопроекту, которые по их мнению необходимо учесть Рабочей группе  при подготовке итоговой редакции этого проекта федерального закона. 
1. Участники Конференции полагают, что императивное включение в текст закона 315-ФЗ норм об обязательном наличии компенсационного фонда, тем более в предложенной форме, несет в себе исключительно негативные последствия, и делает взнос в компенсационный фонд дополнительным сбором при вступлении в СРО, что существенно затруднит вступление в СРО новых членов (особенно при значительной величине КФ). Отдельно необходимо упомянуть предлагаемую систему солидарной ответственности СРО и членов СРО. Данное предложение фактически превращает СРО в аналог страховых организаций, с использованием средств КФ в качестве обеспечения ответственности членов СРО. Очевидно, что в большинстве случаев, все претензии по количеству, качеству работ/услуг, оказываемых членом СРО, будут направляться сразу в СРО, минуя другие имеющиеся способы обеспечения исполнения обязательств. Тем самым, компенсационный фонд, из средств «последнего резерва», обращение куда идет в последнюю очередь, превратится в источник возмещения любых убытков.
Также, непродуманным является предельный размер обращения на средства КФ в размере 20%, что может привести к крайне быстрому истощению средств КФ в крупных СРО, и, в последствии, к их банкротствам в виду неспособности выполнить свои обязательства.
Представляется гораздо более правильным передать вопрос обеспечения дополнительной имущественной ответственности членов СРО в сами СРО, при этом установив обязательный характер наличия такой ответственности в случае обязательного членства в СРО. Тоже касается и вопросов размещения и обслуживания таких средств, которые не должны быть предметом федерального регулирования.
2. Участники Конференции готовы поддержать новеллу о признании результатов деятельности СРО при гарантии того, что государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль не будут распространяться на членов СРО, что должно быть отражено в соответствующем законодательстве, относящемся к государственному контролю (в частности, в законопроекте, который разрабатывается в МЭР РФ по поручению Президента РФ, как обобщающий все процедуры государственного контроля за предпринимательской деятельностью). Без этого обязательного компонента смысл формирования гражданско-правового института саморегулирования для членов СРО является бессмысленным.
3. Крайне важен вопрос отраслевых стандартов профессиональной деятельности. Участники Конференции считают, что разработка профессиональных стандартов является одной из задач системы саморегулирования, в виду чего участие государства в разработке таких стандартов должно быть минимальным, и сводиться только к проверке стандарта на соответствие требованиям действующего законодательства, без оценки сутевого наполнения, которое разрабатывается проф.сообществом, в частности – национальным объединением, как организацией, являющейся «верхушкой» в системе саморегулирования.
4. Не достаточно хорошо в законопроекте проработан вопрос дистанционного участия в общем собрании членов СРО, а также введены излишне жесткие ограничения в части передачи полномочий по участию в общем голосовании. С учетом позиции Минюста по вопросам общего собрания, нормы в редакции законопроекта делают невозможными проведение общих собраний в крупных СРО, с более чем 1 000 членов. Дистанционное участие в общем собрании по-прежнему нуждается в конкретизации, возможно, и вне рамок закона 315-ФЗ.
5. Формирование и функции национального объединения СРО. Данные законодательные новеллы требуют дополнительной проработки. Имеющееся двойное условие формирования национального объединения СРО при обязательном членстве в СРО – 75% от числа СРО и 50% от участников рынка делают формирование национального объединения невозможным, а существующие ставят в затруднительное положение. Функционал национального объединения тоже нуждается в дополнении. В настоящее время национальное объединение не обладает никакими контрольными или иными полномочиями, позволяющими ему надлежаще осуществлять свои функции. 

По итогам работы тематических секций и пленарного заседания участники V Международной конференции «Практическое саморегулирование» считают необходимым:

1. Направить в Правительство Российской Федерации позицию участников Конференции о необходимости обсуждения с профессиональным и деловым сообществами законопроектов, регламентирующих требования к саморегулируемым сферам деятельности, а также принятия НПА с учетом предложений сообщества.
 
2. Обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации с предложением:
А) доработать проект Федерального закона "О внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в соответствии с Концепцией, с учетом предложений профессионального сообщества,  участников Конференции и советов по саморегулированию при Торгово-промышленной палате РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей.
Б) привести отраслевое законодательство в соответствие с Концепцией и принятыми поправками в 315-ФЗ.

3. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением:
А) провести Парламентские слушания по проекту Федерального закона "О внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", сразу после его внесения в Государственную Думу.


Приложение

3_Таблица корректировок_от Совета ТПП.docx3_Таблица корректировок_от Совета ТПП.docx

Скачиваний: 4

Заключение на законопроект о СРО 2018 от РСПП.docxЗаключение на законопроект о СРО 2018 от РСПП.docx

Скачиваний: 5

Тематические секции