Материалы второго заседания РГ "Рейтинги и оценка эффективности СРО"

18 июня 2015 года прошло второе заседание рабочей группы «Рейтинги и оценка эффективности саморегулируемой организации».

Первый вопрос повестки: 

Обмен мнениями по итогам доклада о Конкуренции в саморегулировании, который вызвал живой интерес и продолжительное обсуждение в социальной сети. 


Заседание началось с обсуждения вопроса, существует и допустима ли конкуренция как явление в среде саморегулирования вообще и между профессиональными объединениями в частности.  Участники группы вынесли на обсуждение две точки зрения

1. Конкуренции нет

Точка зрения  опирается на формулировки Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".  Утверждается, что поскольку в законе речь идет о товарных рынках, то к некоммерческой сфере саморегулирования понятие «Конкуренция» отношения иметь не может.

Если говорить о конкуренции в саморегулировании, то деятельность СРО попадет  под внимание ФАС, что еще больше осложнит исполнение ими своих функций. Учитывая изложенное оценка эффективности деятельности СРО не может относится к компетенции ФАС.


2. Конкуренция есть

Точка зрения опирается на фактологию соперничества между саморегулируемыми организациями за численное превосходство, и на растущее соперничество в направлении повышения качества защиты коммерческих интересов членов СРО,  предоставления им сервисов, более эффективную стандартизацию и контроль. Кроме того, сфера применения 135-ФЗ  одними товарными рынками не ограничена: 

«2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.»


Что касается зависимости от Федеральной антимонопольной службы, то если саморегулируемые организации в определенной сфере деятельности или в определенном регионе начнут вступать в картельные сговоры, то они в любом случае попадут под прицел ФАС, поскольку главная из задач антимонопольного законодательства - ограничение на создание картелей и монополий, которые повредили бы экономическим интересам общества.

Сам термин "конкуренция" отражает не только отношения на товарных рынках, его смысл исторически гораздо шире и даже Экспертный совет при Правительстве проанализировал в 2014 году материалы о состоянии конкуренции и пришел к выводу:  «…У министерств и ведомств нет системного подхода к развитию конкуренции, многие даже не могут понять, что от них требуется. Правительству необходимо понять, что такое конкуренция…»


Данный факт свидетельствует лишь о том, что мы не должны аргументировать свою позицию законом, который не в полной мере раскрывает сферу применения термина, и тем самым не позволяет развивать добросовестную конкуренцию в сферах экономической деятельности (рынках).  


В результате обсуждения пришли к единому пониманию, что определенно явление соперничества между саморегулируемыми организациями присутствует, но сегодня развивается лишь по пути борьбы за новых членов. Саморегулируемые организации в подавляющем большинстве не создают своим членам рыночных преимуществ и поэтому вопрос, в какое СРО вступать, зависит, как правило, лишь от цены. 


Если профессиональное объединение будет известно рынку, как показатель надежности и ответственности, когда членство в таком объединении будет давать предпринимателю конкурентное преимущество, тогда цена допуска и легкость проверок перестанут быть единственными критериями выбора СРО. Придут в действие репутационные механизмы и вопрос коммерциализации начнет решаться на качественно более высоком уровне. 


В саморегулировании обязательно должны происходить состязательные процессы!  


Такую формулу предложил генеральный директор СРО "Котлогазмонтажсервис"  Олег Литвинов.  Термин "состязание" отвязан от товарных рынков и не мешает нашей ментальности нормально воспринимать процессы, существующие в саморегулировании, а состязательные процессы необходимы, они подтягивают объединения соответствовать лучшим практикам, развивать сервисы и в то же время создают атмосферу не соперничества, а сотрудничества саморегулируемых организаций в сферах экономической деятельности. 


Рабочая группа приняла решение в дальнейшей работе говорить о состязательности саморегулируемых организаций, придя таким образом к компромиссному решению между двумя точками зрения. 


Второй вопрос Повестки:

Обсуждение предложений в таблицу базовых критериев оценки эффективности СРО.

За период с первого заседания РГ поступили предложения, которые сведены в единую таблицу. В результате предварительно определилось несколько самостоятельных смысловых направлений, по которым может быть проведена оценка эффективности выполнения СРО определенных функций.

  • Обеспечение имущественной ответственности
  • Управляемость, коллегиальность, выборность
  • Разработка правил профессиональной деятельности
  • Исполнение специальных функций
  • Обеспечение открытости реестра
  • Критерии не отнесенные к предыдущим блокам

 

Предложения по критериям эффективности СРОПредложения по критериям эффективности СРО(doc, 22644 КБ)

Скачиваний: 2

Яндекс.Метрика

Уведомление