Резолюция VI Международной конференции «ПРАКТИЧЕСКОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ»

Проект

г. Москва                                                                                                  05 июня 2019 г.

 

Конференция организована Советом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности (далее – Совет), при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. В работе Конференции приняли участие представители органов государственной власти, саморегулируемых организаций и их национальных объединений, представители профессионального и бизнес сообществ, заинтересованных в развитии гражданско-правового института саморегулирования в России.

 

Целями проведения Конференции, в соответствии с задачами Совета, являются: формирование консолидированной позиции профессионального и предпринимательского сообществ по стратегическим вопросам развития саморегулирования; обобщение лучшей практики, прежде всего, по созданию условий для добросовестных участников рынка во всех сферах саморегулирования; публичное обсуждение проблемных вопросов и выработка рекомендаций, направленных на улучшение деятельности структурных элементов саморегулирования (саморегулируемых организаций, профессиональных и национальных объединений), исполнения ими требований законодательства; конструктивный диалог между профессиональным сообществом и представителями органов власти о происходящих изменениях в нормативной правовой базе саморегулирования; выработка согласованной позиции по законодательному совершенствованию механизмов саморегулирования.

 

Участники Конференции выражают следующее убеждение:


Саморегулирование – необходимый элемент гражданского общества. Профессиональное и предпринимательское сообщества совместно с законодательной и исполнительной властью должны прилагать усилия для становления и развития этого института.

 

 

Участники Конференции отметили, что саморегулируемые организации, профессиональные и национальные объединения проводят большую работу, в том числе:

- разработка стандартов деятельности;

- консолидация профессионального сообщества для развития научно-методической базы профессии

- обучение как в очном, так и в он-лайн форматах (вебинары);

- разработка сервисов для членов профессиональных объединений и СРО (развитие конкурентной среды);

- четкая структуризация специалистов профессионального сообщества (ведение реестров субъектов профессиональной деятельности)

- разъяснительная работа и контроль за деятельностью своих членов (инструмент для потребителей в части страхования их рисков);

- взаимодействие с органами государственной власти и потребителями работ/услуг членов СРО;

- подготовка предложений по внесению изменений в действующее законодательство;

- защита законных прав и интересов, в том числе в судах.

 

Важным шагом в формировании института саморегулирования стало утверждение Правительством Российской Федерации распоряжением № 2776-р от 30 декабря 2015 года Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (далее – Концепция).

Участники Конференции обращают внимание на главные цели Концепции совершенствования механизмов саморегулирования:

 

  1. развитие добросовестной конкуренции, совершенствование профессиональных стандартов и этических норм, обеспечение защиты прав потребителей услуг и повышение конкурентоспособности экономики России;
  2. обеспечение эффективного контроля со стороны публично практикующего профессионального сообщества за доступом в профессию, подразумевающего единство инструментов регулирования профессиональной деятельности и предпринимательства в этой же профессиональной сфере деятельности;
  3. обеспечение соответствия профессиональных стандартов и квалификационных требований потребностям бизнеса и потребителей и основываться на реальном опыте работы профессионалов, при вовлечении в этот процесс национальных объединений, профобъединений и саморегулируемых организаций в неразрывной связи с профессиональной и предпринимательской средой;

  4. совершенствование партнерских отношений между бизнесом и государством, как механизм социальной стабильности общества;
  5. закрепление принципа преимущества общего над частным, как инструмента, регулирующего соотношение отдельных нормативных актов со сложившейся правовой системой в Российской Федерации;
  6. определение основных принципов построения саморегулирования в отраслях экономики в базовом законе с последующим приведением отраслевого законодательства в соответствие базовому.

 

В соответствии с Концепцией, до конца 2016 года должны были быть внесены поправки в Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – закон № 315-ФЗ), а отраслевое законодательство в сфере саморегулирования должно быть приведено в соответствие с утвержденной Концепцией и новой редакцией 315-ФЗ.

 

Необходимо отметить, что действующий базовый закон № 315-ФЗ нуждается в серьезной переработке в новый закон «О саморегулировании» в целях реализации трехуровневой модели саморегулирования (члены СРО, СРО, Национальные объединения СРО), представленной в Концепции  с последующей гармонизацией десятков отраслевых федеральных законов и сотен подзаконных актов.

 

Однако новая редакция закона № 315-ФЗ принята не была, а отраслевые законодательства попали в фазу хаотичных реформ.  Это опаснейшая тенденция - внесение в ряд отраслевых федеральных законов поправок, направленных на усиление избыточного государственного вмешательства в профессиональную деятельность и, в целом, на сворачивание саморегулирования во многих сферах экономической деятельности. В ряде саморегулируемых сфер (аудиторы, оценщики, арбитражные управляющие) системные изменения, принципиально меняющие систему регулирования,  были внесены в законопроекты в качестве поправок ко второму чтению. Данные поправки были внесены без какого-либо публичного обсуждения, согласования с профессиональным и предпринимательским сообществом, без анализа или оценки эффективности действующих и предлагаемых норм.

В настоящее время готовятся очередные поправки в отраслевое законодательство (аудиторы, арбитражные управляющие, оценщики), направленные на сворачивание саморегулирования.

Такая ситуация обусловлена тем, что Концепция не реализуется. Между тем в соответствии с Концепцией еще в 2016 г. должны быть внесены поправки в 315-ФЗ и только после этого в отраслевое законодательство.

Участники Конференции вынуждены констатировать, что прошедшие годы можно характеризовать полным игнорированием органами власти основных принципиальных положений Концепции. Фактические шаги исполнительных органов власти, реализуемые в отдельных сферах саморегулирования, вступают в противоречие с этими положениями,   усиливается государственное (административное)  регулирование отраслей, контрольными органами создаются дополнительные административные барьеры в вопросах саморегулирования (например, в строительной отрасли, в сфере аудиторской и оценочной деятельности, финансовых рынков, арбитражного управления).

 

 

Практическое обсуждение главных вопросов, вынесенных в повестку дня Конференции, проводиться на круглых столах и тематических секциях, где идет постановка острых вопросов и поиск путей их решений. Наиболее важные решения выносятся в данную резолюцию Конференции.

В повестку VI Конференции были включены следующие вопросы и проблемы, поднятые профессиональным и бизнес - сообществом:

1.  очевидное торможение в реализации тех целей и задач, которые были продекларированы государством в части содействия в становлении и развитии института саморегулирования и которые нашли свое закрепление в  Концепции; 

2.  остановка процесса обсуждения изменений в № 315-ФЗ. Хаотичное внесение изменений в отраслевое законодательство, противоречащих основным положениям Концепции и направленных на усиление государственного регулирования. Совет провел большую работу по сбору и анализу предложений от бизнес-сообщества по внесению изменений в 315-ФЗ,выявил основные «развилки» и «проблемные места и считает следующее:

2.1.     Для развития института саморегулирования необходимо трансформировать №315-ФЗ в закон «О саморегулировании» (о гражданско-правовом институте, системе в целом, а не отдельно по его элементам); в законе должна быть четко прописана трехуровневая система управления сферой деятельности (члены СРО, саморегулируемые организации и национальное объединение),  органы регулирования (государственные регуляторы) и их взаимоотношения;

2.2. Законодательно должны быть сформированы условия для создания национальных объединений СРО. В закон необходимо включить отдельную главу о национальных объединениях саморегулируемых организаций,установив условия его создания, определение его компетенций, специфические права и обязанности в отношении СРО и в отношении госрегулятора.

Основной задачей национального объединения является выработка консолидированной позиции профессионального сообщества (через участие их в СРО), представление и отстаивание ее перед государственными органами власти, а также выработка и установление единых отраслевых стандартов.

2.3.   Закрепить в базовом законе №315-ФЗ, что СРО и их национальные объединения являются некоммерческими организациями, выполняющими публично-значимые функции.

2.4. Закрепить нормой права риск-ориентированный подход при осуществлении функций по контролю саморегулируемых организаций за своими членами и надзору за саморегулируемыми организациями и национальными объединениями со стороны госрегулятора и иных органов власти, с учетом их публичности и того, что приостановка их деятельности влечет за собой приостановку работы рядовых членов сообщества, приостановка деятельности СРО и их национальных объединений должна рассматриваться как крайняя мера воздействия.  

2.5. В законе №315-ФЗ необходимо предусмотреть  множественность инструментов  имущественной ответственности членов саморегулируемых  организаций, право СРО выбора инструмента имущественной ответственности.Для того, чтобы механизм дополнительной имущественной ответственности был эффективен (востребован), и СРО и потребители были заинтересованы в его применении, он должен быть экономически целесообразен для СРО (стоимость содержания, обеспечения, особенности реализации и применения, соответствие текущему состоянию экономики) – т.е. механизм не должен быть убыточен для СРО. Поэтому у СРО должно быть право выбора такого вида механизма дополнительной имущественной ответственности, который наиболее доступен и удобен для каждой конкретной СРО.

2.6.    В законе №315-ФЗ необходимо установить единый центр по нормативно-правовому регулированию института саморегулирования во всех отраслях - Минэкономразвития России.

 

Участники Конференции пришли к единому мнению, что государство не выполняет продекларированные принципы поддержки развития Саморегулирования как уже фактически сформированного института гражданского общества России. Профессиональное и предпринимательское сообщества, получив ряд требований и обязательств, по факту лишено единственной преференции, которая ему предоставляется в обмен на взятые обязательства  - фактическое (а не декларируемое) участие в формировании законодательства в своей сфере деятельности.

 

 

 

По итогам работы тематических секций и пленарного заседания участники VI Международной конференции «Практическое саморегулирование» считают необходимым:

 

  1. Направить Президенту Российской Федерации обращение о недопустимости складывающейся ситуации в сфере саморегулирования, создающей угрозу для малого и среднего бизнеса, являющегося основными субъектами рыночной деятельности и саморегулирования.

  2. Направить в Правительство Российской Федерации позицию участников Конференции о необходимости скорейшего внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта, по внесению изменений в 315-ФЗ, соответствующего положениям Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №2776-р, с учетом предложений Совета ТПП РФ.

  3. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением ввести мораторий на внесение поправок в Федеральные законы, регулирующие сферы профессиональной и предпринимательской деятельности, до приведения базового Федерального закона о саморегулировании №315-ФЗ в соответствие с утвержденной Концепцией. Принятие отраслевых законов, противоречащих Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, не отвечает задачам развития добросовестной конкуренции, предпринимательского и инвестиционного климата в России.

  4. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением:провести Парламентские слушания на тему «Законодательное совершенствование института саморегулирования до рассмотрения в первом чтении законопроекта Правительства РФ «О внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

  5. Рекомендовать СРО аудиторов и СРО арбитражных управляющих создать Национальные объединения в своих сферах деятельности